Таким образом, А.В. Ахутин, отметив первоначально более глубокое онтологическое различие между Я и ТЫ, чем между Я и ОНО, оставляет в итоге ОНО мира столь же сильно другим, сколь и ТЫ и понимает отношение как собранное присутствие — неважно, перед лицом ТЫ или перед «лицом» ОНО. Но тогда присутствие — это самость, не требующая другого лица, а лишь предмета, от которого присутствие отталкивается и таким образом собирается. Отношение же у Бубера предполагает присутствие-Напротив, а сама возможность Напротив конституируется вторым лицом, ТЫ. Личное общение, а не просто собранность Я, требует онтологической привилегии ТЫ перед ОНО, введения еще одной степени онтологического различения. Подлинность бытия он связывает с Я-ТЫ отношением: «Сюда не дотягивается обман: здесь колыбель Действительной жизни» [3, 7].
Но увидеть путь совмещения диалогизма и трансцендентализма можно не на пути отхода от сильного смысла отношения как личного общения «на ТЫ». Событийная онтология вводит дуализм времени, два взаимоисключающих временных порядка. Делез описывает их как Зон и Хронос. Хронос — это время каузальности и причин, длящееся настоящее. В Хроносе прошлое и будущее относительно различаются в рамках существующего настоящего как его регионы, в Зоне настоящее — это ничто, чистый математический момент. Если смотреть на время Зона изнутри Хроноса, то зарегистрировать событие невозможно: «Мучительная сторона чистого события в том, что оно есть нечто, что только что случилось или вот-вот произойдет; но никогда то, что происходит (вот сейчас)» (12, 85]. Наблюдатели, заселяющие Хронос, не успевают регистрировать события — чистые события бесконечно делимого Зона — как не успевает Ахилл догнать черепаху. Событие происходит в мельчайший отрезок времени, «меньше минимума длящегося мыслимого времени» [12, 86]. Но одновременно оно требует времени более долгого, чем максимум длящегося мыслимого времени: «Бесконечно разделяясь в обоих смыслах-направлениях сразу (прошлого и будущего - Н.В.), каждое событие пробегает весь Зон и становится соразмерным его длине в обоих смыслах-направлениях» [12, 86]. Переживание чистого события изнутри Зона, если бы можно было раздвинуть этот минимальный временной интервал, — это выход в некое пространство актуально коммунииирующих событий одного События, которое они вместе формируют, в котором они обладают вечной истиной и никогда не проходят [12, 87]. |