Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 63

Одной из внутренних предпосылок такой конструкции является отождеств­ление априорного с идеальным. В русле задачи снятия противоположности ме­жду материализмом и идеализмом Апель постулирует возможность и необхо­димость реализации априорных предпосылок в конкретном обществе» [10, 197]. Видно, что оппозиция идеального и реального и понимание идеального как не­реального толкает Апеля к такой трансформации априоризма, которая сводит априорное к специфической нормативности, в которой снято различие между идеальным и реальным. Трансцендентальное же у Канта не требует еще и реа­лизации — оно не является нереальным, кантовский трансцендентализм вводит многомерную онтологию, вводя онтологическое различие трансцендентального и эмпирического, априорного и апостериорного в рамках.реального.

Ты и когито

ТЫ требует введения онтологического различения «второго порядка». Контрагент отношения, ТЫ — это, как справедливо отмечает А.В. Ахутин, очень сильно другой - гораздо более, чем другой субъект в классической онто­логии: «Ты, другой, к которому я могу обратиться <...>, — этот другой есть всем существом другой, гораздо более другой, чем другое природы, мира, "про­тяженной субстанции", чем "Оно"» [11, 65]. Бубер вводит бездну, небытие, встрявшее в бытие, и Я-ТЫ отношение как взывание через бездну, общение, преодолевающее природную разлученность. А.В. Ахутин осуществляет пере­вод, конвертацию буберовского текста на язык классической онтологии. Слово «первоотношение» он интерпретирует как онтологический тезис, поскольку первоотношение предшествует всем эмпирически возможным формам общно­сти [11, 64].

В своих «Заметках на полях "Я и Ты"» А.В. Ахутин связал возможность со­вмещения диалогизма и классической онтологии с более радикальной интерпре­тацией Я-ОНО отношения. Он обращает внимание на разнородность отношения Я к ТЫ и Я к ОНО. Я-ОНО у Бубера выступает не как настоящее первослово, а как деградация подлинного первослова Я-ТЫ, так как к ОНО нельзя отнестись всем существом. Если бы Бубер действительно вводил Я-ОНО как первослово, была бы возможность увидеть общность диалогизма и когитации, пишет А.В Ахутин. «"Оно" — добротное, плотное, самобытное "Оно", в котором с гаран­тией не оставлено ни тени какого-нибудь "Я", — такое "Оно" не валяется под ногами и не бросается в глаза» [11, 56]. Видеть в вещах окружающего мира не­ведомое Оно — не менее трудно, чем научиться звездам тыкать, пишет А.В. Ахутин. «Словом, открытие "оно-мира" (объективного) сродни прямому онто­логическому откровению: столь же жертвенно и рискованно и никак не походит на мир, в который норовят ускользнуть для отдыха» [II, 57]. Такое ОНО требу­ет как своего контрагента предельно собранного Я. А у Бубера «Я-ОНО нико­гда не говорится всем существом». «Я-ОНО», считает А.В. Ахутин, предстает у Бубера как вырождение первичной энергии, безразличие, что является следст­вием смешения ноуменального Я с психологическим, а безразличного «оно» предметов овладения —- с метафизическим Оно. Но если помыслить и Я-Оно как первоотношение, тогда объективное познание раскроется как частный слу­чай отношения, его спецификация, а не деградация.

 
<< Первая < Предыдущая 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Следующая > Последняя >>

Страница 63 из 130