Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 59

В личном опыте мы первично сталкиваемся не с декартовским мыслящим субъектом, а с речью, которая как императив обращена к ребенку. Именно через второе грамматическое лицо мы открываем себя в качестве личности: «Лично­стями мы являемся лишь в качестве тех, к кому обращаются, в качестве «Ты» (8, 14]. В отличие от Бубера конституирует отношение императивная, обращенная ко мне речь, слушание, а не говорение, так что «себя» я впервые встречаю не как Я, а как Ты в контексте такой речи. Недостаток подхода Декарта он видит в преувеличении значения самостоятельности, Декарт хотел стереть черты пла­стичности, связанной со слушанием, послушанием, с воздействием императив­ной речи на ребенка, абсолютизировал взрослость. Слушает и отвечает, таким образом, общество и человек первично перед Богом, затем также и друг перед другом.

Слушание и говорение, вводимые в онтологию, изменяют ее: «Вводя слу­шающего, — "ты", от которого ждут слушания, — мы добиваемся кое-чего такого, что науке не по плечу, — отказа от дуалистического понятия о мире субъектов и объектов. Грамматике известны не два, а три лица — я, ты, оно. И точно так же социальному исследованию известны учитель, ученик и их пред­мет» [9, 27]. Говорение учителя и слушание ученика устрояют мир как подлин­ную (онтологическую) основу социальности, синхронизируя «разновременни- ков». Социальность — это мир, а не нормативность, мир, устрояемый слушани­ем и говорением. Жить социально — значит жить не в законе и не вне закона, не по правилам и не без правил. Социальность — это прозаический процесс вопроса и ответа.

Модель такой онтологии — социально-педагогическая: учитель говорит внимательному ученику о некотором предмете. Отсюда и онтологическая зна­чимость образования в социальной философии О. Розенштока-Хюсси. Разговор о предмете включает и социальное, и познавательное отношение: разговором созидается «МЫ» как подлинная социальность и преодолевается чуждость ОНО, превращающегося в предмет беседы и включающегося тем самым в «на­шу» историю.

 
<< Первая < Предыдущая 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Следующая > Последняя >>

Страница 59 из 130