Чтобы понять, где диалогизм действительно бросает онтологический вызов новоевропейской рациональности, является ли этим пунктом проблема Другого, обратимся к библеровскому варианту диалогизма, к его «диалогике», чтобы выяснить, укладывается ли она в классическую онтологию ума и насколько серьезно модифицирует ее.
Диалогика B.C. Библера, В результате реформы гегелевского имманен- тизма, B.C. Библер в своей диалогике пришел к своеобразному трансцендентализму. Диалог — не внешнее мысли феноменальное, эмпирическое условие: мышление внутри себя уже диалог или полилог. «Задача диалогики в связи с понятием "диалог" оказывается в том, чтобы актуализировать диалогическую сущность, диалогическое определение всего мышления. То есть на вопрос "что значит мыслить?" ответ оказывается гораздо более сложным: мыслить всегда означает молчаливую беседу моего разума с самим собой, и выявить, актуализировать эту молчаливую беседу разума с самим собой и является задачей вот того, что называется диалогикой. То есть для меня мышление (ибо ведь мыслит каждый человек [в одиночку], вместе, вдвоем мышление не совершается, оно совершается в голове каждого индивида), —- для меня диалог выступает как то определение, которое реализуется именно в контексте диалогики» [6, 935]. А.В. Ахутин так пишет о том, как B.C. Библер приходит к идее диалогики от гегелевской диалектики: «Если попробовать в двух словах передать смысл того диалектического хода, которым гегелевский абсолютный дух (с библеровской помощью) способен свободно отпустить себя из своей абсолютности, — можно сказать: снятие снятия». Сам всеснимающий, диалектически развивающийся дух Гегеля оказывался снятым в качестве диалогически устроенного духа духов» [7, XIX]. |