Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 56

Чтобы понять, где диалогизм действительно бросает онтологический вызов новоевропейской рациональности, является ли этим пунктом проблема Другого, обратимся к библеровскому варианту диалогизма, к его «диалогике», чтобы выяснить, укладывается ли она в классическую онтологию ума и насколько серьезно модифицирует ее.

Диалогика B.C. Библера, В результате реформы гегелевского имманен- тизма, B.C. Библер в своей диалогике пришел к своеобразному трансцендента­лизму. Диалог — не внешнее мысли феноменальное, эмпирическое условие: мышление внутри себя уже диалог или полилог. «Задача диалогики в связи с понятием "диалог" оказывается в том, чтобы актуализировать диалогическую сущность, диалогическое определение всего мышления. То есть на вопрос "что значит мыслить?" ответ оказывается гораздо более сложным: мыслить всегда означает молчаливую беседу моего разума с самим собой, и выявить, актуали­зировать эту молчаливую беседу разума с самим собой и является задачей вот того, что называется диалогикой. То есть для меня мышление (ибо ведь мыслит каждый человек [в одиночку], вместе, вдвоем мышление не совершается, оно совершается в голове каждого индивида), —- для меня диалог выступает как то определение, которое реализуется именно в контексте диалогики» [6, 935]. А.В. Ахутин так пишет о том, как B.C. Библер приходит к идее диалогики от геге­левской диалектики: «Если попробовать в двух словах передать смысл того диалектического хода, которым гегелевский абсолютный дух (с библеровской помощью) способен свободно отпустить себя из своей абсолютности, — можно сказать: снятие снятия». Сам всеснимающий, диалектически развивающийся дух Гегеля оказывался снятым в качестве диалогически устроенного духа ду­хов» [7, XIX].

 
<< Первая < Предыдущая 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Следующая > Последняя >>

Страница 56 из 130