Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 6

Само слово «история», которое употреблено не единожды, весьма пробле­матично. «История», о которой мы будем говорить, есть не только доставшееся нам в наследство прошлое. История есть еще и настоящее, в котором происхо­дят исторические события, среди которых, в свою очередь, есть и события фи­лософской мысли. Значит, связь философии и современности необходимо уяс­нить, не забывая перспективу доставшегося нам наследия. Ориентация филосо­фии и исследований ее истории на современность стала тенденцией новейшего времени, что, безусловно, было связано с изменением статуса философской мысли в культуре. В лекции о Просвещении М. Фуко заявляет, что философия вновь должна быть понята как «рассуждение о современности». Многие совре­менные философы утверждают, что философия уже не ищет путей прорыва к вечному, но стремится быть способом схватывания настоящего, момента «здесь и теперь».

Гегель выстраивал историю философию как последовательность эпох во времени, выделяя метафизические основания историчности разума, мышления, бытия. История философии для новейшей мысли далеко не единственный «старт» философской рефлексии, но сама современность есть тот исторический


контекст, который превращает философию (и ее историю) в актуальность, а значит, отвечает на запрос истории. «Иными словами, "рассуждение" философа должно быть направлено на то, что можно найти в газете. И не просто в газете, но в газете сегодняшней. Философия есть "рассуждение о современности", по­тому что она становится в высшей степени журналистикой. [...] Все, что может сказать философия, обращено к актуальности»', — полагает Фуко. Это пред­ставление о современной философии и ее связи с культурной ситуацией может вызывать ряд возражений, более того, недоумение, если всматриваться в саму природу философской мысли. Есть смысл говорить о связи философии как не­коего способа концептуализации мира с социокультурным контекстом, но не представлять же себе философию как журналистику, как вечный поиск громких новостей, а философский текст — как публицистику, пусть даже в лучшей ее разновидности. Конечно, Фуко (если отвлечься от радикальности его заявления) пытался сказать, что задача современной философии — быть в культуре не про­сто частью, но стать самым последним, фундаментальным разговором о том, что есть современность, понять философию как «онтологию настоящего», «он­тологию актуальности».

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 6 из 130