Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 47

Таким образом, в самой повседневности Хабермас выделяет область нете- матизируемого — жизненный мир — и область тематизируемого — субъектив­ный, социальный и объективный миры. Сама повседневность у него не сводится только к незамечаемым достоверным очевидностям, он вводит рефлексивную форму коммуникации как особый уровень повседневной коммуникации взрос­лого человека, где посредством дискурса и рефлексии преодолевается наив­ность повседневной практики. То есть в мире взрослого человека коммуника­тивное действие может быть продолжено средствами аргументации, и тогда субъект достигает такого рефлексивного и дискурсивного уровня, что разруша­ется асимметрия между дорефлексивным и рефлексивным. Фактически в самой повседневности происходит смена естественной установки, о которой говорил Гуссерль, на теоретическую: становясь взрослым, человек, по Хабермасу, пере­ходит от регулируемого нормами действия к дискурсу, а смена установки лиша­ет в глазах индивида социальный мир (как совокупность легитимно упорядо­ченных межличностных отношений) его естественной стабильности. Таким образом, тотальность жизненного мира у Хабермаса оказывается сегодня не абсолютной, хотя и проблематизировать до конца жизненный мир невозможно: жизненный мир иммунизирован против тотальной проблематизации. Ткань повседневной коммуникативной практики пронизана чем-то, что до конца не может быть тематизируемо. Хабермас этот глубинный слой жизненного мира называет культурными ценностями или жизненными формами, от которых ин­дивиды не могут дистанцироваться таким же образом, как от институциональ­ных порядков их социального мира. В этих культурных ценностях выражается групповая и индивидуальная тождественность, поэтому они образует инте­гральную составную часть той или иной культуры или личности. Таким обра­зом, можно сказать, что жизненный формы образуют такой глубокий слой жиз­ненного мира, а точнее, они и есть жизненный мир, который невозможно тема- тизировать, по крайней мере, здесь и сейчас. Другими словами, нетематизируе- мое повседневности — это некая граница, или порог, собственной иденти­фикации.

 
<< Первая < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > Последняя >>

Страница 47 из 130