Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 46

В процессе коммуникации индивиды стремятся овладеть какой-то ситуаци­ей. Коммуникативноедействие ориентировано надостижение консенсуса путем совместного истолкования этой ситуации. Объясняя, как достигается согласие, Хабермас и использует понятие жизненного мира: согласие возможно благодаря тому, что все участники коммуникации исходят из жизненного мира как опре­деленного запаса культурных самоочевидностей, из которых участники комму­никации в своих интерпретациях заимствуют устраивающий всех образец тол­кований. Хабермас определяет жизненный мир как «фоновые допущения», «контекст ситуации действия», «контекст процессов понимания», «запас куль­турных самоочевидностей». «Жизненный мир, — пишет немецкий философ, — образует, таким образом, интуитивно уже заранее понимаемый контекст ситуа­ции действия; в то же время он поставляет ресурсы для процессов истолкова­ния, в которых участники коммуникации стараются покрыть возникающую в той или иной ситуации действия потребность во взаимопонимании» [8, 202]. Главное, на чем делает акцент Хабермас, — это то, что в качестве фона жизнен­ный мир не обговаривается в процессе коммуникации, и по отношению к нему субъекты речи и действия даже не стремятся достигать или не достигать согла­сия. Здесь Хабермас сохраняет понимание жизненного мира, как оно было у феноменологов: жизненный мир как универсальный смысловой горизонт, тот контекст, который не проговаривается. Но, в отличие от феноменологов, Ха- бермас не отождествляет жизненный мир с самой повседневностью и социаль­ным миром. Фоновыми допущениями жизненного мира повседневность у Ха- бермаса не исчерпывается, и, хотя согласие возможно благодаря общему всем жизненному миру, само согласие достигается не по поводу жизненного мира, а по поводу каких-либо ситуаций и фрагментов жизненного мира. Фактически Хабермас в самой повседневности выделяет поле нетематизируемого — жиз­ненный мир — и поле тематизируемого — того, по поводу чего можно спорить, достигать или не достигать согласия. Объекты, которые попадают в поле тема- тизируемого, принадлежат трем мирам, которые Хабермас формально выделяет: мир объективно существующих обстояний вещей, мир субъективных пережива­ний и социальный мир легитимно упорядоченных межличностных отношений [8, 203]. Это сферы, которые человек в процессе коммуникации может обсуж­дать, и на состояния и события этих трех миров участники общения могут ссы­латься и апеллировать к ним.

 
<< Первая < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > Последняя >>

Страница 46 из 130