Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 45

От естественной установки Гуссерль отличает теоретическую установку, где человек уже созерцает и познаёт мир, отрываясь от практических интересов и творя чистую теорию. Смена естественной установки на теоретическую и положила начало рождению философии и науки, когда «человек становится незаинтересованным наблюдателем, озирающим мир» [2, 108]. В дальнейшем, исходя из трансцендентальной феноменологии, Гуссерль пытается обнаружить «жизненный мир» как «чистый феномен» сознания, и тогда «естественная уста­новка» становится помехой на этом пути тематизации жизненного мира как феномена сознания. Последователи же Гуссерля в феноменологической социо­логии обращаются к самой этой «естественной установке», отождествляя ее с жизненным миром повседневности. Шютц считал, что именно исследование этой естественной установки является ключом к пониманию социального мира [9, 132]. В феноменологической социологии понятия жизненного мира фактиче­ски отождествляется с понятиями социального мира или социальной реальности — все эти понятия тождественны и обозначают реальность повседневной жиз­ни, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значи­мость в качестве цельного мира; это поле достоверных не замечаемых самооче- видностей, мир наивного нетематизируемого опыта. Ю. Хабермас, наследуя в целом феноменологическую трактовку жизненного мира, одновременно дает такую его интерпретацию, которая отражает современное состояние самой по­вседневной жизни. Мы укажем на некоторые особенности концепции жизнен­ного мира у Хабермаса, которые отличают его от феноменологической версии.

Не вдаваясь в подробности всей теории Хабермаса, остановимся только на одном из его основных понятий — коммуникативного действия. Коммуника­тивное действие — это действие, где используются только рациональная моти­вация и доводы, которые убеждают соучастника коммуникации продолжить ее [8, 92]. Хабермас исходит из того, что для повседневной коммуникации только такое действие является приемлемым и естественным, и все существующие социокультурные формы всегда так или иначе ориентированы на продолжение коммуникации с помощью средств аргументации, «сколь бы рудиментарны ни были формы аргументации и сколь бы мало ни были институализированы про­цессы достижения взаимопонимания» [8, 158]. Другими словами, повседневная коммуникация, которой имманентно присуща рациональность, протекает глав­ным образом в контексте ориентированного на взаимопонимание действия, из которого индивид не может выпадать надолго.

 
<< Первая < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > Последняя >>

Страница 45 из 130