Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 43

В нашем случае дело обстоит, как будто, иначе: мы предполагаем наличие «контекста», но он не дан нам в соответствии с определенным смыслом этого слова. Можно ли наивно толковать, что им правомерно обозначить все пестрое разнообразие исторических событий и процессов, культурных коллизий, харак­терных языковых практик, приверженность определенным хозяйственным и политическим институтам, религиозньтм верованиям и еще многое другое, что сопровождало и, по возможному убеждению, определило ход, существо и на­правленность творчества мыслителя?

Для того чтобы оправдать собственно контекстуальный характер всего пе­речисленного, следует с большей или меньшей долей ответственности и созна­ния осуществить необходимый выбор историко-культурного материала, в на­личных или реконструированных смысловых характеристиках. Только в так заданном поле смысловых значений можно рассчитывать на обретение продук­тивного контекста, контекста, способного прояснить живые источники идей мыслителя и их скрытый план. Историко-философский анализ, прибегающий к привлечению социокультурного контекста, если и не гарантирует достижение такой цели, то, во всяком случае, дает такую надежду.

Возвращаясь к вопросу о метаморфозах интерпретации феномена заблуж­дения, рискну предположить, что смысловым центром, способным взять на себя основную тяжесть в формировании соответствующих «поясняющих» контек­стов, является социокультурная данность (включающая в себя и активное от­ношение мысли к этой данности) конфигурации человека в его историческом испытании на поприще самостоятельно действующего существа.

Д. Ю. Меркулова (Самара)

Интерпретация понятия «жизненного мира» Ю. Хабермасом и трансформация повседневности

Понятие «жизненного мира» вводит в научный дискурс Э. Гуссерль. Ана­лизируя и осмысляя состояние научного познания в обществе и саму общест­венно-культурную ситуацию в мире, Гуссерль в своих последних работах: «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» и «Кризис европейского человечества и философия» приходит к неутешительным выводам относительно кризисного состояния современной науки. Кризис современной науки означал для него утрату наукой её жизненного человеческого смысла, искоренение гуманистических вопросов. Гуссерль приходит к выводу, что нау­ка, которая должна служить целям нашей повседневной жизни, фактически абстрагируется от неё, замещая его миром идеальных сущностей. Поэтому, со­гласно Гуссерлю, чтобы преодолеть кризис европейских наук и утраченную связь с субъектом, необходимо возвратиться к миру, который получает у Гус­серля название «жизненный мир».

 
<< Первая < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > Последняя >>

Страница 43 из 130