Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 42

Но как в этом случае можно осмыслить ту удивительную и неоспоримую уместность определенной философской мысли, ее задач и достижений относи­тельно вполне конкретного исторического времени? Собственно, об этом и идет речь, когда говорят, что философия — дочь своего времени, и что, следователь­но, «проникнув» в это время, мы и способны воспринять действительную пол­ноту выраженного в ней смысла. Ясно, вместе с тем, что и осмысленный образ времени дается нам, в частности, вместе с пониманием той философии, которую это время практикует. Сама цельность исторического времени, закрепляемая словами «эпоха», «период» и т.п., обязана, в частности, посредству интуитивно схваченного нами проблемного, тематического и смыслового единства мысли. В их свете разнообразные историко-культурные реалии, притязающие на статус соответствующего контекста, обретают понятную нам естественность их «раз­мещения» во времени и пространстве истории.

Обратимся к рассмотрению самого понятия контекста. Не является ли такое смыслообразование, как «социокультурный контекст», вводящей в заблуждение метафорой? Ведь само понятие «контекст» предполагает единосущность текста и контекста. Именно поэтому «изъятие из контекста» означает неизбежные смысловые утраты и, вследствие этого, неизбежное искажение смысла изъятого. В определенном отношении смысловая полнота «текста» производна, стоит в зависимости от целостности «контекста». Означает ли это, что смысл «текста» есть всецело порождение контекста? Разумеется, это не так. Учитывая данное пояснение, следует провести различие между двумя, в сущности, достаточно разными допущениями или идеями, оперирующими понятиями «текст» и «кон­текст». Согласно одной, «контекст» — это производящее начало, согласно дру­гой — это то, что всего лишь способно придать «тексту» полноценный харак­тер, сообщить ему предполагаемую полноту (или осознанно установленную ограниченность и определенность) смысла, не больше этого. Согласно первой идее, мы ставим своей задачей вывести, извлечь «текст» из «контекста», соглас­но второй идее, мы притязаем только на определенную коррекцию смысла на­шего «текста», коррекцию, которую позволяет нам обоснованно ввести рас­смотрение и учет «контекста».

 
<< Первая < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > Последняя >>

Страница 42 из 130