Четвертый способ — обратить внимание на то, как эти границы нам даны, нами принимаются или конструируются; найти «универсальные структуры мысли». Однако даже если удастся найти один общий закон, это взаимодействие описывающий, из него все равно невозможно будет вывести все конкретное многообразие используемых нами форм. Метод изучения формирования границ, по сути — попытка уклониться от них, преодолеть их, сделав предметом рассмотрения.
И наконец, пятый, являющейся предметом особого интереса в рамках нашей проблематики, подход диалога культур, когда человек пытается разнообразить аудитории и коммуникативные поля и таким образом расширить пространство мысли. Диалог не отменяет форм и границ, присущих каждому из участников, но создает некое новое «органическое целое», пространство дискурса. История философии, как это упоминалось раньше, может быть рассмотрена как разновидность такой работы «сталкивания и сочетания» контекстов, как открытый (во времени) диалог на границе мысли. Метод «удачной внешней политики», расширение границ путем диалога.
В целом, любой из вышеописанных философских способов работы с контекстом (и не только они, а также все иные, упущенные автором методы), приводят к его преобразованию. Философская мысль всегда «революционизирует» контекст. Это индивидуально инициированное вмешательство, которое постепенно закрепляется в данном контексте, обрастает плотью и обретает собственную силу давления на новую зарождающуюся мысль.
С. В. Соловьева (Самара)
Философия и современность: персонажи, концепты, афоризмы
В центре нашего внимания находится тема: картина истории философии с точки зрения социокультурного контекста. Казалось бы, традиционный сюжет, и более того, уже в названии кроется тот возможный путь, по которому следует идти, и более того, мы вступаем на достаточно протоптанную дорогу. Ведь философию и философов, начиная с Нового времени, беспокоит вопрос: как их собственное философствование связано с тем, что было до них, с историей философии? А также: в чем заключается существо связи философии с культурой, социальным пространством? Или: как связана философия и современность, более того, есть ли у философии некие культурные корни, которые уже как-то определили направление движения ее мысли? XX век добавил вопрос о связи философии и ее истории с «историей», о взаимоопределенности истории и экзистенции, философствования и экзистирования. Вот, пожалуй, самый фрагментарный набросок списка тех вопросов, которыми задавалась философия применительно к своей истории и своей связи (возможной?) с культурой, социумом, экзистенцией. |