Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 38

В самом сжатом описании наиболее важные аспекты метаморфоз данности феномена «заблуждения», которыми характеризовался переход от классики к постклассической философии, связаны с данностью человека и человеческих сообществ в аспекте возможной (мыслимой) и умножаемой самостоятельности и самодеятельности. Хотя своеобразной исходной точкой является сознание человеческого несовершенства, перед мыслителями начала Нового времени открывалась перспектива реальности роста человеческого совершенствования, реальности, коренящейся в данностях самой человеческой природы и ее воз­можностей. Такая настроенность выразила себя в сравнительно низкой оценке предшествующих исторических успехов человечества, в отчетливом ощущении дефицита разумной самодеятельности, в господстве целого ряда роковых и так и не развенчанных заблуждений. Только теперь открылась возможность осоз­нать и отринуть эти роковые заблуждения и выйти на дорогу преуспеяния. Ра­зум и опыт, адекватные им способы обращения с ними, культивирование в че­ловеческом сообществе новых, соответствующих их природе установок — все это средоточие основных интересов и усилий мысли. Заблуждение — это в пер­вую очередь феномен мысли, порабощенной предрассудками, и хотя оно пита­ется привычными формами практик, имеет свои основания в общей человече­ской организации, все это не является роковым препятствием для преодоления заблуждений. Заблуждение, само его существование есть свидетельство реаль­ности начал человеческой самодеятельности и одновременно сравнительно вы­сокой степени несостоятельности, и дело заключается в том, чтобы эта самодея­тельность обрела как можно большую состоятельность, что приходит вместе с лучшим пониманием природы действительности, включая сюда и природу са­мого человека, природы, способной открыться только метафизическому взору. (Собственно, в метафизических тонах формулируется даже утверждаемый ря­дом мыслителей позднего Просвещения приоритет научного познания перед философским).

 
<< Первая < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > Последняя >>

Страница 38 из 130