Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 33

18. Чистое сознание, или «откровение глубины», на котором заканчивается «Феноменоло­гия», в свете начала «Логики» заставляет признать, что оно есть бытие — лишенное опре­делений, но выполняющее задачу построения теологии. Ср. замечание Гегеля: «филосо­фия есть по существу своему теология». Гегель Г.В.Ф. Философия религии. М., 1977. Т. Н. С. 332. Тем самым ничто остается вторичным, а сознание у Гегеля, как мне представляет­ся, не получает обоснования: начало «Феноменологии» не связывается с концом гегелев­ской системы.

19. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб., 1997. С. 716-717. Здесь важную роль играет как раз онтологический аргумент, для чего Гегель специально читает большой курс лекиий о «доказательствах бытия бога».

20. Ср. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 7 (первые фразы из предисловия к первому изданию); наиболее ярко это заметно именно в кантовской трактовке «cogito» как пустого и негативного по своей форме «я мыслю», которое делает возможным любое мышление о чем-то.

21. Деятельностью сознания тогда будет прохождение через последовательный ряд усло­вий отношения меня к объекту; этот ряд должен заканчиваться потому, что этот объект (трансцендентальный идеал у Канта) становится целью, которая в отличие от идеала без­условно достижима, и должна также сама определить себя к становлению «одним» (см. анализ самосознания как жертвы в [3, 115-120].

22. Здесь сознание распадается на момент сознания Я и особенную деятельность тела, практику. Оно выходит за рамки собственно умственной деятельности, за которую ответ­ственна голова. Тогда идеалом жизни, какой мы в принципе находим у Канта и Будды, будет подчинение тела сознанию в том смысле, что первое сначала есть господин, по­следнее — раб.

 
<< Первая < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > Последняя >>

Страница 33 из 130