Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 32

11. Для мысли в форме основания: Бог есть ничто. Ср. с Боэцием: «Бог — это такая суб­станция, которая выше субстанции». Северин Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990. С. 151.

12. «Я есть ничто» — формула достоверности самосознания в форме Декарта; тем самым ничто понизило свой онтологический статус с уровня Бога до Я. Однако, оно все равно появляется не в форме силлогизма (как свидетельствует переписка Декарта с оппонента­ми), а сверхчувственной интуиции. Декарт Р. Сочинения. М., 1989. Т. I. С. 270-271, 306; в «Первоначалах философии» — § 1 -15 (там же, с. 314-320).

13. У Ансельма это принимало вид: «Бог-мысль» или «Бог-человек» в аспекте мыслимо- сти.

14. В смысле — «связывающая с», т.е. делающая возможным отношение Я и ничто как его сверхчувственного основания.

15. Это волнение можно понять и так, что ничто, идеально присутствующее в душе, в момент своего «самоубийства» порождает в ней момент свободы. Ведь ничто — это то, что действует уже тем фактом, что его нет, но именно в это мгновение оно и есть для души.

16. Именно воображение делает этот круг замкнутым, мышление движется только в пре­делах, очерченных им; его дело — уразуметь и осознать врожденные идеи. Главная из них — идея Бога — оказалась в человеческом интеллекте, т.к. Бог Ансельма был «пересажен» туда посредством изменения гносеологического статуса онтологического аргумента (не Бог познается сначала, а Я). См. также: Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993. С. 48-49 («метафизическое апостериори»), 54, 124 («Ничто человека») и др.

17. Тем самым ничто в качестве тьмы стало позитивной бесконечностью, и есть что-то ограничивающее вне его, Ansloss; но если понять деятельность Я как движение свободы, то Фихте первый показал, что она по самой своей природе должна уничтожать себя; прав­да, Я из-за своей позитивности оказывается для этого неподходящим понятием; Я опреде­ляет себя как Я более низшего порядка, как ограниченное, но ничто получает еще опреде­ление свободы в смысле неограниченности и отсутствия границ, или: оно есть безгранич­ное, произвол любого движения сознания. Фихте И.Г. Сочинения. М„ 1993. Т. I. С. 129 и др.

 
<< Первая < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > Последняя >>

Страница 32 из 130