Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 30

Твердое требование Канта о том, что первая мысль не должна иметь объек­та, не должна быть «мыслью о...», можно перевести так: как я мыслю ничто? Не говоря уже о том, что сама категория вовлекается в систему мышления, и в этом смысле мы имеем дело с неклассической онтологией, разум в смысле Канта сталкивается здесь с идеей ничто. Будет ли ее осмысление антиномичным? Имеет ли она соответствующее применение, или нужно как-то расширять гра­ницы возможного опыта? Наконец, поддается ли она выражению через соответ­ствующую категорию? Последний вопрос возвращает к размышлению о месте воображения в структуре познавательных способностей сознания: может ли такая идея быть результатом синтеза, или она сама обуславливает его?

Логика развития онтологического аргумента свидетельствует, по моему мнению, скорее в пользу второй позиции; позиции Канта она, может быть, так­же не противоречит [24], если ничто принять в качестве трансцендентального основания сознания, которое а) запрещает себе произвольное самосознание в форме умствования, и б) допускает мыслимость ничто наряду с бытием. В по­следнем случае философия должна быть готова к новому пониманию бытия, а сознание — к жертве [25].

Уже в онтологическом доказательстве Ансельма деятельность воображения оказывается сопряженной с ничто в качестве синонима свободы, которая только негативна; но, как затем скажет Кант, именно в этом ее сила, расширяющая душу, которая безошибочно чувствует дыхание свободы, так как деятельность истинного ничто для ищущей души — это созерцание, лишь одну секунду ос­тающееся без понятия; в этом зазоре, когда существование ничто как чего-то иного самому себе находится между «еще не» и «уже не», становится возмож­ным возвышенное, схватываемое воображением. Это момент рождения мысли, которая рождается из ничто, убивающего себя; мысль, естественно, не осознает этого, и ей кажется, что она произошла из мысли. В следующее мгновение ни­что уже нет, нет именно как творящего, и оно становится пустым объектом, которого для неблагодарной мысли, видящей все так, как оно есть, не существу­ет. Но как только ничто уничтожается, исчезает и творящая мысль, для которой ничто теперь уже тайна творчества, освященная божественным откровением; в один момент став сотворенной, она отправляется в долгое путешествие, чтобы затем вновь когда-нибудь загореться в человеческом сознании.

 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Следующая > Последняя >>

Страница 30 из 130