Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 130

Методология решения поставленной теоретической проблемы вовсе не ле­жит в плоскости поиска единственно верного определения самого понятия. Признавая важность работы над дефинициями, следует учесть и все недостатки подобной стратегии.

Дефиниция — всегда итог исследовательского пути, его конечный пункт, и уже этим самым она представляет собой формализацию результата, фиксацию его атрибутов и модусов. Еще Гегель отмечал, что конечный результат вне пути к нему «есть труп, мертвые кости». Когда внешние формообразующие признаки берутся за основу определения объекта, само содержание становится делом вторичным. Сущность традиции и традиционного проявляется не в застывшем материале определений, а в процессуальной, «живой» природе изучаемого предмета.

Однако заметим, что элиминация «живого роста» традиции в историческом времени вполне допустима в тех случаях, когда сама традиция уже завершилась и превратилась в этнографический материал. Словом — умерла, перестала жить своей собственной жизнью. Только в этих условиях предоставляется возмож­ность посмотреть на нее сверху, с рационального «пригорка» настоящего. Но как быть, если традиция продолжает существовать в пространстве социума и развиваться в режиме реального времени? Как быть, если сам исследователь пропускает через себя токи традиционного сознания? В этих обстоятельствах всякий перенос точки наблюдения за пределы изучаемого материала остается условностью, которую нельзя преодолеть полностью.

Где и как изучалась традиция?

В системе гуманитарного знания на сегодняшний день сложился значи­тельный исследовательский опыт ее анализа. Она изучалась фольклористикой, этнологией, антропологией, а также социологией и исторической наукой.

Социология, к примеру, так и не избавилась от восприятия традиции как умозрительной конструкции, которая предоставляет возможность манипулиро­вать собой. Крайняя позиция здесь выглядит так: от традиции можно (и нужно) избавиться, если она мешает, или же ей можно воспользоваться, если в ней есть необходимость. При желании такую традицию можно сделать чем-то вроде отлаженного механизма, а при наличии воли у власти этот механизм можно «вживить» в общество и настроить его на работу в нужном режиме.

 
<< Первая < Предыдущая 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 Следующая > Последняя >>

Страница 130 из 130