Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 127

Эко демонстрирует, каким образом современный интеллектуал может соз­давать тексты, сложные по своей структуре и открытые для множества различ­ных прочтений, но при этом ориентированные на людей разной «культурной подготовки». Формулу удачного текста, которую Эко сам применяет на практи­ке, можно найти в романе «Маятник Фуко»: «Общедоступность, простота и в то же время научный уровень <... > реализм, эмоциональность. Вот наш девиз. Можно остаться на научном уровне и в то же время взять читателя за кишки <...> Оживляйте материал. Не отходя от научной строгости <...> Солидно и спо­койно <... > Но должна там чувствоваться этакая изюминка, этакая хитринка, говорящая о многом... » [3, 286-287].

Итак, современный интеллектуал у Эко вполне соответствует идеальному интеллектуалу будущего, описанному Джульо Феррони в упомянутой книге: это ответственный профессионал, для которого характерны постоянное стремление измерить собственную ограниченность, осознание хрупкости собственной ин­терпретации мира и неприятие какой бы то ни было абсолютной модели.

Образ интеллектуала, реконструированный на основе текстов Умберто Эко, во многом схож с образом либерального ироника, созданным Ричардом Рорти. В статье «Философия и будущее» Рорти отмечает, что в скором времени не бу­дет место философам-ученым, но будут лишь философы-поэты, вроде М. Хай­деггера, или философы-реформаторы, вроде Дж. Дьюи [11, 29-34]. Философ- наставник, описанный Рорти, подобно идеальному интеллектуалу Эко, считает главным непрекращающийся диалог и настроен на то, чтобы реагировать сати­рой, пародией, афоризмами, предпочитая нарративную форму для изложения своих теоретических построений. По мнению Рорти, главная функция интеллек­туала-философа — быть посредником между различными традициями, культу­рами. Рорти пишет: «...наша работа состоит в примирении старого и нового, а наша профессиональная функция — быть честными посредниками между поко­лениями, между сферами культурной активности и между традициями» [11, 33]. Рорти исходит из временности и случайности истины. Эко также постоянно подчеркивает, что реальность скрыта от нас вуалью, она вовсе не «прозрачна», как это часто может показаться на первый взгляд. Один из главных героев пер­вого романа Эко «Имя розы» Вильгельм Баскервильский был «движим <... > единственной страстью — к истине, и страдал от единственного опасения <... > — что истина не то, чем кажется в данный миг» [2, 18]. В романе «Остров нака­нуне» Умберто Эко пишет: «Может, и заложена где-то тайная система, руково­дящая танцем порядков и перспектив, однако нам не суждено обнаружить эту систему никогда, и мы будем зависеть от прихотливой игры подобий порядка, перестраивающихся в зависимость от любых новоявленных факторов» [4, 483]. Пусть мир не поддается глобальной трактовке — интеллектуал может заклю­чить с ним соглашение о возможном порядке вещей и об «истине расплывчатых очертаний» [3, 628]. Такую позицию современного интеллектуала Эко называет «контрактным реализмом»: «вы вынуждены всегда как бы участвовать в торге, достигать согласия, контракта об имеющейся ситуации» [10, 363].

 
<< Первая < Предыдущая 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 Следующая > Последняя >>

Страница 127 из 130