Согласно Умберто Эко, для интеллектуала очень важно осуществлять свою коммуникативную функцию, которая заключается в том, чтобы грамотно распространять и обрабатывать информацию, что особенно сложно в эпоху Интернета — царства Хаоса. Виртуальный мир предлагает тотальную демократизацию культуры, поскольку современный человек хочет знать все. Его главная потребность — потребность в информации [7, 148]. Мы живем в эру «самиздата», когда каждый может писать, что хочет [см. 13], но это влечет за собой появление массы литературы макулатурного характера. Задача интеллектуала — изобличать ее и избавляться от низкокачественной информации, обучать пользователей сети Интернет фильтровать и адекватно интерпретировать тексты.
Умберто Эко, изучивший феномен масс-медиа как «изнутри», так и в качестве «стороннего наблюдателя», критика, не раз подчеркивал, что в современном мире умение адекватно интерпретировать вербальные и визуальные сообщения дается с большим трудом вследствие информационной анархии. В создавшейся ситуации интеллектуалы и «обычные» люди все больше отдаляются друг от друга. Для обеих сторон это разделение не сулит ничего хорошего. Если говорить конкретно о философии, то такое размежевание для нее может предопределить участь научного «антиквариата», о котором основная масса людей будет либо вспоминать в ироничном контексте, либо употреблять слово «философия» в значении чего-то таинственного и непонятного3. Поэтому популяризация философии, по мнению Эко, занятие вполне благородное и важное, и в этом его поддерживают и другие итальянские авторы. К примеру, Н. Аббаньяно написал популярную книгу «Мудрость жизни», предназначенную, в первую очередь, для неспециалистов и ставящую перед собой задачу подчеркнуть «жизненность» философии, ее насущность для любого человека, а не только для немногих «избранных». |