Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 123

— Никколо Макиавелли (1469-1527), Джордано Бруно (1548-1600), Томмазо Кампанелла (1568-1639), Джамбаттиста Вико (1668-1744), Джакомо Леопарди (1798-1837), Антонио Грамши (1891-1937) и др. — создали яркие образы интел­лектуалов-героев.

В двадцатом веке интеллектуал стал страдать «раздвоением» и даже «раз­множением» личности, и это привело к тому, что он фактически исчез как иде­альный тип. Однако Эко стремится продолжить намеченный Данте путь, анали­зируя положение интеллектуала в мире и методы его взаимодействия с этим миром. Однако, кого следует называть «интеллектуалом»? Дж. Феррони пишет: «В определенный момент стали считать, что понятие "интеллектуал" выступает в качестве основы для переописания (per riscrivere) всей истории культуры <...>, часто полагая, что термин "интеллектуал" является более достоверным и по­нятным, чем традиционные термины "писатель", "поэт", "философ", "ученый" и т.д.» [14, 43].

Какова же, по мнению Умберто Эко, главная характеристика интеллектуа­ла? Эко считает, что неверно называть интеллектуалами всех тех, кто занимает­ся умственным трудом в отличие от физического, и предлагает делить интел­лектуалов на экстравертов и интровертов [6]. Интеллектуалы-экстраверты могут заниматься любым видом деятельности. Их задача (т.е. задача, которую они сами ставят перед собой) — хорошо делать свое дело, направленное на улучше­ние ситуации в определенной сфере жизнедеятельности человека, и выполнять свои обязанности как членов общества. Интеллектуалы-интроверты заняты лишь проблемой роли интеллектуалов. «Иногда они не могут поступить иначе, подобно несчастному Грамши, который не мог найти в тюрьме лучшего заня­тия; но иногда они это делают только потому, что не умеют хорошо выполнять свою работу интеллектуала» [ibidem]. Когда они больше не могут писать книги, они начинают рассуждать о смерти книги. Если интеллектуал говорит о смерти, если он больше не «преисполнен изумлением перед бытием» [4, 444], если он может размышлять только над положением интеллектуалов, то он сам умер как интеллектуал. Согласно Умберто Эко, любая деятельность интеллектуала долж­на иметь некоторую практическую мотивацию. Как для французских экзистен­циалистов Ж.-П. Сартра и А. Камю, для итальянского семиотика имеет большое значение, какую социальную роль будут играть умственные изыскания интел­лектуала, иначе говоря, в чем будет проявляться его «ангажированность». Во введении к книге «Теория семиотики» Эко пишет: !Что до меня, то я разделяю скептическое мнение, что всякое исследование "мотивировано". Любое теоре­тическое разыскание — это вид социальной практики. Всякий, кто хочет по­знать что-либо, хочет познать это ради того, чтобы что-то сделать. Если же нек­то утверждает, что он хочет познать нечто только ради того, чтобы "знать", но не для того, чтобьт "делать", то это значит, что он хочет знать, чтобы ничего не делать; но "ничего не делать" — это все равно "делать что-то", т. е. оставлять мир таким, каков он есть (или таким, каким, с точки зрения данного подхода, он должен быть)» [9, 29; цит. в пер. СД. Серебрянного]. Работа интеллектуала имеет какую-либо ценность только тогда, когда она оказывает влияние на ре­альность, вскрывает «фурункулы» на теле современности. Эко не признает ин­теллектуала как сугубо «кабинетного» ученого, и на своем личном примере он продемонстрировал, как можно совмещать теоретическую работу (в области семиотики, проблем массовой коммуникации, средневековой философии и пр.) и вести активную преподавательскую деятельность, проявить себя на политиче­ской арене и регулярно писать статьи «на злобу дня».

 
<< Первая < Предыдущая 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 Следующая > Последняя >>

Страница 123 из 130