«Опавшие листья» являются образцом особенной позиции писателя, который внес существенный вклад в дело десакрализации автора, которое было проведено им настолько успешно, что сегодня мало кто видит в его трилогии героя с мизерабельной внешностью и фамилией немецкого «булочника», отличающегося от автора философско-художественного произведения. Не различая этого, невозможно понять, что трилогия написана не о философе Розанове — человеке с реальной биографией, а о его герое. Автор трилогии (философ-Розанов) обладает целостной позицией, он последователен в своих взглядах и методах анализа, он непротиворечив и абсолютно гармоничен в своих взглядах на рассматриваемый предмет. Герой может быть как угодно многолик и непоследователен. Автор провозглашает не только идеал частного человека и частной жизни как высшего смысла, но и созидает одновременно эпохальную личность, обобщенный портрет современника в полноте и многообразии его духовного и эмпирического бытия. И этот портрет при всей близости к реальному человеку, В. В. Розанову, совпадает не с ним, а с собирательным образом мыслителя, интеллигента, человека уходящей (для нас давно ушедшей) эпохи серебряного века. Такое различение позволит нам поставить границы между биографическим материалом и художественно-философскими текстами великого русского филосо-
Примечания
1 Шкловский В. В. Розанов // В.В. Розанов: Pro et contra. Антология: В 2-х книгах. Кн. 2. — СПб.: Изд-во РХГИ, 1995. — С. 321-343.
2Розанов В. В. Приложения к «Легенде о Великом инквизиторе» // Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. — М.: Республика, 1996. — С. 134
3 РозановВ.В. О двух точках зрения // Розанов В. В. Во дворе язычников. — М.: Респуб- 4лика, 1999.—С. 90 |