Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 118

Описание материализации души через вхождение внутрь себя — это фак­тически описание внутреннего тела, основанного на чувственной ткани и мате­риальное уплотнение внутреннего я — внутреннего тела (я — густой), своей души (она — густая), конструктивного выстраивания мыслей (особый ряд), одушевление внутренней речи (язык сам говорил). Он дает объяснение природы «выговаривания» — внутренней речи как самостоятельного и специфического языка, требующего адекватного воплощения во внешнем и формальном строе внешнего слова — в письме. Проблема перехода внутренней речи во внешний текст-письмо — способность уловить этот переход — и есть реализация своего предназначения как писателя, авторское безволие и одновременно — реализация воли Божьей. Происходит перекодирование православного промысла святого, строящего свой монастырь, в судьбу писателя, строящего новый язык культуры и литературы. Энергия мысли, внутренней речи, эмоции переходит в «божест­венную» энергию текста.

Анализируя движение мысли автора, переданное в этом жанре, мы ощуща­ем полифоническое многоголосие времени. И хотя в философском произведе­нии нет героев со своими позициями, поступками, и мы слышим лишь непре­рывный поток внутренней речи автора, однако палитра разнообразно звучащих голосов-интонаций обретает статус автономных позиций, вписывается в общий философский контекст, вплетается в общий поток речи автора. Автор-Розанов представляет нам героя-Розанова как существенно от автора отличающегося и создающего, в своей шутовской и в то же время трагической и философской манере, уникальный миф об авторе.

Парадоксально, но в «злободневной публицистичности» В. Розанова все относилось лишь к вчера или завтра и почти не было сегодня. Сегодня — это «фактичность» в отличие от вчера и завтра — фантазий и проекций чувств и идей, во многом формирующих «сегодняшние» предпочтения, но нисколько не определяемых ими. Поэтому лежащий в основе трилогии драматический сюжет о реальной болезни и медленном угасании жены сопряжен с описанием эмоцио­нального шока, испытываемого автором, который лицом к лицу оказался перед реальностью, не прикрытой дискурсом, историей, литературщиной, мечтой. Вся трилогия — это реакция и прозрение жизни одновременно. Ясно, что это «от­крытие» не уменьшает значимость слова, текста как ее презентантов. И в тоже время — это величайший литературный подвиг — поиск нового жанра (М. Гершензон назвал «опавшие листья» — 11 или 12 формой литературы), способ­ного преодолеть дискурсивные страсти и словесные страдания и выразить ис­тинные чувства или, по крайней мере, указать на их истинную, а не искусствен­ную природу. Впервые автор постиг подлинную глубину собственного горя и чужого страдания, а слово, текст, ситуации создания их стали лишь составными элементами, включенными в опыт личного переживания. И как когда-то фило­софия понимания появилась во многом как реакция на семейную драму (отно­шения с А. Сусловой), как «Семейный вопрос» и многолетняя «борьба» с цер­ковниками были рождены из реальных коллизий (незаконность второго брака), так и интимная философия души и «переоткрытие» христианства стали итогом великого страдания и сострадания своему другу — жене. Как будто многолет­ний опыт переживания подлинных чувств и страстей взамен бесконечной оп- редмеченности их в философском или литературном тексте нашел свое завер­шение в новой философской позиции, для которой принципиально важно раз­межеваться с искусственным миром слов и чувств, вернуться к изначальному бытованию человека во всей полноте его жизненных ценностей. Философия В. Розанова состоит в отыскании позиции, которая позволила бы ему ускользнуть из-под ига русской литературы, из-под магии слов и мыслей, искусственность и влияние которых были для него очевидными. Розановские тексты глубоко ин- тенциональны по замыслу. Интенция как бы напрягает смысл изнутри, создает его устойчивую смысловую структуру. Понять В. Розанова — значит вжиться в эту структуру, увидеть мир его глазами, подчинить себя, заложенному в нем чувству «живой жизни».

 
<< Первая < Предыдущая 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 Следующая > Последняя >>

Страница 118 из 130