Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 114

Третий тип текстов, созданный в жанре «опавших листьев», более всех остальных погружает читателя в атмосферу авторского мира, затрудняет про­цесс дифференциации героя произведения от его автора. Речь идет, прежде всего, о так называемой трилогии: «Уединенное» и два Короба «Опавших ли­стьев». Многие читатели принимали (и принимают) за «чистую монету» соз­данные философом произведения, считая их автобиографической прозой, не различая автора-Розанова от героя-Розанова. И именно этот факт наглядно под­тверждает удачно созданный философом миф о самом себе.

Существует несколько возможных вариантов чтения текстов подобного ро­да: линейное, параллельное, диалогическое, синхроническое или диахроническое, структурно-семиотическое. Выбор остается за читателем, его способностью слышать отдельные голоса и воспринимать его целостное звучание.

Высказав свою идею в тексте, автор затем создает вокруг нее «шум» равно­правных голосов в последующих полемических материалах, в которых каждый имеет свой автономный голос и свои «независимые» аргументы. И этот шум- беседа, свойственный и отдельной статье, и множеству самостоятельных тек­стов, в конце концов обретает некое законченное или полновесное озвучивание монотемы. Но чтобы услышать беседу, необходимо в ней «участвовать», быть со-автором (темы) В. Розанова, обнаружить тему даже там, где о ней не сказано ни слова. «Друг-автор» и «друг-читатель» должны иметь общий тон в душе, общее чувствование жизни и смерти, боли и страдания, сладости и горечи. «Ис­тина, узнав которую, я не потолстею и не похудею»2, существует для других, но никакого смысла не имеет для В. Розанова и его читателей и со-авторов/со­беседников. Многоголосие его текстов сливается в единый хор звучания темы, в соборное решение, в гармонию «тона» или мелодии. Тон — музыкален и пер­венствует над словом, логикой, аргументацией. Часто в споре побеждает имен­но тон, музыка души, которая одним жестом стирает и уничтожает все много - образие логичных доказательств и аргументов как второстепенных. То, чем человек .живет, в чем он нуждается как в воздухе, не требует доказательств. «Есть люди, предназначенные к жизни, — они чувствуют бессмертие души, знают о нем; есть обреченные, без Бога, без любви — они темны к нему. И, ка­жется, между первыми и вторыми нет общения и доказательства как средство такого общения — исключены, не нужны»3.

 
<< Первая < Предыдущая 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 Следующая > Последняя >>

Страница 114 из 130