Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 113

Статья подготовлена при поддержке РГНФ. Грант № 02-03-00091 а/Ц

Наиболее распространенный тип работ связан с описанием проблем, ко­торые В. Розанов назвал «интимными, домашними или частными». К их числу относятся книги: «В мире неясного и нерешенного», «Во дворе язычников», «Около церковных стен» и др., а также огромное количество небольших публи­цистических и полемических статей газетного «формата». В. Шкловский1, рас­сматривая творчество В. Розанова как смену литературных школ, указывал на индексирование им абсолютно запретной для всех. предыдущих — темы «по­следней домашности, домашнего отношения к вещам», которая до этого жила лишь в письмах, но никогда не изучалась в большой литературе и тем более философии. Дескрипцию тем-проблем, связанных с внутренним миром, жизнью и частными интересами множества людей, нельзя довести до последней науч­ной исчерпанности, до некоего абсолютного знания-истины. Сделать «част­ное/интимное» всеобщей проблемой должен автор, найти определенные зако­номерности в решении — задача всеобщая. Реализация подобного рода замы­слов привела мыслителя к созданию особого типа философского текста.

В центре розановского структурирования находится проблема взаимосвязи и взаимопроникновения множества позиций и множества сознаний во внутрен­ней ткани текста, формирование «партитуры» и мелодии многоголосного роза- новского текста. Нагляднее всего это проявляется в использовании им эписто­лярного жанра, который можно определить как ключ к постижению сути ин­тимной философии жизни. Письма задают специфический тон, по-новому про­являющий содержание, и придают тексту форму спонтанного и естественного описания внутреннего мира переживаний человека. У них есть главное пре­имущество перед другими жанрами: они почтирукописны, исповедальны; в них нет расчета на публичность и позу, в них человеческая душа раскрывается в потоке спонтанного описания/переживания рядовых событий и впечатлений жизни. И в то же время именно эпистолярный жанр наиболее диалогичен по природе, так как всегда рассчитан на другого (респондента), на ответное слово, явное или скрытое, обращен к кому-либо конкретно. В «Последних листьях» (1916 г.) он сравнил письма с брошенными на колени чужими листьями, объе­динив свое и чужое в совпадение жанров души. Вместе с тем, письма как свиде­тельства прошлого носят эксплицитно семиотический характер. Тексты В. Роза­нова подобны личным письмам, которые он пишет друзьям, и в то же время вводимые им в текст чужие письма, подобно его текстам, позволяют сделать общезначимым субъективное видение автора. Отсюда становятся вполне объяс­нимыми интимные приветы, передаваемые незнакомыми корреспондентами В.Д. (жене) писателя или выражения восторгов по поводу «милых» деток, сове­ты в деле их воспитания. Хотя по сути это так же нелепо, как передаваемые, например, через Льва Толстого, приветы Наташе Ростовой.

 
<< Первая < Предыдущая 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 Следующая > Последняя >>

Страница 113 из 130