Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 106

Ни эклектика как попытка сведения воедино согласующегося в разных сис­темах, ни синкретизм как попытка примирения разногласного в различных сис­темах, не предполагали в XVIII веке «бессистемности» и простого надергивания из разных книг ряда тезисов (7). Но что они, безусловно, предполагали, так это уважительное отношение к оппонентам. Этот дух отчасти объясняет то обстоя­тельство, что, например, ни Тетенс, ни Кант не гнушались читать лекции по метафизике по учебникам Баумгартена или Федера, не будучи ни «баумгарти- анцами», «ни федерианцами» (8). Эта же позиция позволяла им искать истину во всех взглядах, даже в тех, которые были им противоположны, обращать вни­мание на все возможные взгляды и, тем не менее, оставаться независимым (9).

Но даже если учитывать, что подобная эклектика противопоставляется сек­тантству и отличается от сегодняшнего истолкования данного термина, дело может исказить иная черта нынешнего презрительного истолкования эклектики. Нередко эклектику представляют механическим составлением противополож­ностей без попытки решения трудностей на более высоком уровне, как отсутст­вие оригинальности либо же как простое эпигонство. Вопрос о том, сколько действительно нового привнесли самые «оригинальные» мыслители, стоит ос­тавить на долю особого исследования. В данной же связи следует подчеркнуть, что эклектика нередко критикуется за потерю основательности и за поверхност­ность (10). С подобной эклектикой в дурном смысле этого слова многие мысли­тели XVIII века имеют мало общего (II). Скорее, эклектика является попыткой решить противоречия разных систем, составленных вместе, путем более высо­кого единства (12).

Негативная нагруженность понятия сектантства не изменилась и в начале XIX века. Иначе произошло с понятием эклектики: если раньше оно имело по­зитивный смысл и рассматривалось как противоположность «сектам» или «сис­темам», то со времен заклинаний И. Г. Фихте о системе, систематичности и науке как системе понятие эклектики было в значительной степени дискредити­ровано. В частности, Фихте, кстати, ученик Платнера, выразился об эклектике следующим образом: «Я не боюсь признать, что с тех пор как я знаю окружаю­щий меня мир и сам имею мнение, ничто не было для меня более ненавистно и презираемо, чем убогое обращение, когда всевозможные факты и мнения сгре­бают в кучу так, как они случайно были получены, без какой-либо связи или цели, кроме как сгрести их в кучу и болтать о них то тут, то там; когда дискути­руют и за, и против, не испытывая интереса к чему-либо, и даже не желая про­никать в суть дела, и не усматривая во всех человеческих знаниях ничего, кроме материала для праздной беседы, главное требование которой состоит в том, чтобы быть столь же понятным за столом (Putztisch), как и за кафедрой; то по­шлое знахарство и халтура, называемые эклектизмом, которые ранее были практически всеобще распространены, и даже сейчас еще довольно часто встре­чаются» (13).

 
<< Первая < Предыдущая 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 Следующая > Последняя >>

Страница 106 из 130