Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 105

Датский мыслитель К. Л. Рабек, вспоминая прослушанный им у Тетенса курс по психологии, отмечал: «Философы, о которых он читал, были, как и он сам, эклектиками: Зульцер, Федер, Майер, Гарве, Эберхард, Гердер и др., англи­чане Юм, Хум, Битти, Рид и др. Не стоит забывать, что и я под таким руково­дством естественным образом тоже должен был стать эклектиком, что я стал им, и не раскаиваюсь в этом, и признаю это без сожаления. Я столь же мало усматриваю в философских дисциплинах, которыми я занимался, особенно в философии вкуса и философии нравов, единственную делающую блаженными церковь, как и в политике и религии, и чем более горделиво какой-либо из этих разделов делает упор на свою исключительную непогрешимость, тем меньше я в него верю, и тем больше я убежден в его ошибочности. То, что к храму исти­ны ведут многие пути, запечатлено во мне столь глубоко, что я стал бы рас­сматривать в качестве богохульства сомнение в этом, также как и в том, что ни одна человеческая рука не способна приподнять завесу с богини» (4). Н. М. Карамзин так описывает свое понимание эклектизма на примере немецкого философа Эрнста Платнера: «Платнер, эклектический философ, который ищет истины во всех системах, не привязываясь особенно ни к одной из них: кото­рый, например, в ином согласен с Кантом, в ином — с Лейбницем или противо­речит обоим» (5).

Именно эта независимость и самостоятельность в суждении и нежелание оказываться «партийным» философом и считалась в середине XVIII века в Гер­мании эклектикой. Противопоставлялась же она, как показывает процитирован­ная рецензия, духу «сект или систем». О том, что систематичность понималась в то время как сектантство, свидетельствуют и иные документы. Так, профессор философского факультета университета в Кенигсберге Томас Буркхард, которо­го, возможно, слушал и И. Кант, в объявлении о курсах 1735-1736 гг. отмечает, что он будет читать лекции «по всей философии не сектантски, а эклектически» (6). Применяя это к сегодняшним реалиям, можно, пожалуй, провести следую­щую аналогию: в том случае, если университетский преподаватель в курсе по философии излагает ныне лишь феноменологию или лишь марксистско- ленинскую философию и т.д., то он оказывается «сектантом», попавшим под дурное влияние «системы». Если же преподаватель повествует в курсе по фило­софии и о феноменологии, и об аналитической философии, и о постпозитивизме и иных философских течениях, отмечая как достижения и вклад указанных те­чений в мировую философию, так и их проблемы и недостатки, то он становит­ся «эклектиком».

 
<< Первая < Предыдущая 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 Следующая > Последняя >>

Страница 105 из 130