I. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. 8 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Сб.— М.: ACT, 2002.
9. Тард Г. Общественное мнение и толпа. — М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1902.
10. Тард Г. Законы подражания. — СПб : Павленковъ, б.г.
11. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я // Тотем и табу.— М , 1997.
А. Н. Круглов (Москва)
Эклектика и система
«Философский энциклопедический словарь» 1989 года следующим образом определяет эклектику: «соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий», которое «коренится в подмене одних логических оснований другими, в метафизической абсолютизации изменчивости и относительности человеческого познания», бесплодность которой была усмотрена уже в античности и критиковалась со времен Сократа и Аристотеля (I). Вряд ли подобные определения могут вызвать сегодня внутреннее сопротивление: в силу устоявшейся языковой традиции слово эклектика действительно несет на себе негативные коннотации.
Более пристальный взгляд на некоторые периоды истории философии позволяет, однако, утверждать, что негативное истолкование эклектики существовало далеко не всегда. Так, в XVIII веке в Германии существовало влиятельное течение эклектической философии, одним из наиболее известных представителей которого являлся Иоганн Франц Будде (2). Чтб понималось в этом случае под эклектикой, хорошо показывает анонимная рецензия на сочинение незаслуженно забытого ныне современника Иммануила Канта, Иоганна Николауса Те- тенса, «О всеобщей спекулятивной философии» (1775): исследования о спекулятивной философии тем более «не являются бесполезными, если они проведены ученым, который прочитал, продумал и взвесил все, что об этой материи было сказано самыми проницательными философами, и который считается не только с принятым им самим научным построением, сбитый с толку духом сект или систем, а самостоятельно проверяет, судит, проникает в суть, не принимая стороны какой-то партии, и является справедливым по отношению к каждому, кто думает иначе, нежели он, и откровенным, признавая свои отклонения от утверждений даже самых лучших писателей» (3). |