Карта новостей

Календарь

2016
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   


Алешин А.И. Материалы межвузовской конференции. Страница 102

Из того же самого наблюдения иррациональности масс и утраты индивиду­альных качеств делается и иной вывод. Индивидуальное видится как инкорпо­рированное в человека культурное и социальное подавление. Неудивительно, что у Зигмунда Фрейда и Герберта Маркузе между понятиями «культурное» и «репрессивное» ставится знак равенства. Индивид — это естественные побуж­дения и их репрессия. Общество само по себе репрессивно, т.к. его генезис по­нимается как становление запретов и самоограничения. Из этой же посылки исходит критика морали Ницше. Интересно, что в массе сносится не только индивидуальная культурная надстройка, но и гнет запретов. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в ходе коллективных обрядовых действий обычные запреты нарушаются. Так, у тотемных племен в момент коллективного праздника сни­мается основное табу — запрет на употребление в пищу собственного тотема. Становится понятной очарованность Ницше дионисическим началом. Диониси­ческое исступление позволяет выйти за пределы повседневного, в до- индивидуальную действительность. Как отмечает философ, «между жизнью повседневной и дионисической действительностью пролегает пропасть забве­ния» [7, 82], забвения лично прожитого в прошлом, освобождение от запретов и разрушение principium individuationis. Дионисическое исступление—это и есть то «коллективное эмоциональное возбуждение», из которого рождается, по мысли Э. Дюркгейма, религиозная идея, или чувство.

Открытие массового измерения — это открытие и новой силы в обществе, как и технологий ее использования. Г. Лебон так определяет влияние внушения: «Сознательная личность у загипнотизированного совершенно исчезает, так же, как воля и рассудок, и все чувства и мысли направляются волей гипнотизера.

 
<< Первая < Предыдущая 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 Следующая > Последняя >>

Страница 102 из 130